Делайте бизнес вместе с нами

Госстройнадзор

 

 ГОССТРОЙНАДЗОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПРИМЕРЯЕТ РОЛЬ ЦАРЯ?..

13.11.2020 | Что происходит

Больше года назад компания «Али» завершила строительство двух павильонов на главной улице Хабаровска. Точнее, на улице Карла Маркса в торговом центре, который расположен между остановками «Улица Большая» и «Памятник партизанам».
Площадь каждого павильона - до 2500 квадратных метров. Десятки представителей малого бизнеса вложили средства, чтобы с выгодой и удобствами торговать пром- и продтоварами. По меньшей мере триста рабочих мест намечалось создать с открытием этих павильонов.
В сентябре 2019 года компания «Али» уведомила краевой комитет государственного строительного надзора о завершении строительства и необходимости приемки в эксплуатацию.
Представители комитета посетили вводные объекты. В октябре мы получили акт проверки Госстройнадзора с перечнем без малого сорока замечаний.
Замечания были устранены. За исключением блока, включающего порядка двадцати претензий. Если обобщить эти претензии, то они сводятся к позиции комитета, которая заключается в том, что проектная документация на оба объекта должна пройти повторную государственную экспертизу.
Мы же убеждены, что это не нужно, а краевой комитет государственного строительного надзора превышает свои полномочия, исходя из сложившейся прежде практики.
Я напомню, что ранее Госстройнадзор проверял проект на соответствие техрегламентам, нормам проектирования и т. п.  А позже столь же скрупулезно проверял построенный объект на его соответствие проекту.
В 2018 году эти полномочия у Госстройнадзора федеральным законодательством были изъяты. Сегодня его кадры, грубо говоря, берут проект, отправляются с ним на объект и там смотрят, соответствует ли построенное проекту…
Другими словами, Госстройнадзор с указанного срока не вправе оценивать проектную документацию. Законодатель в лице государства, можно сказать, обратился к представителям Госстройнадзора: «Вы, безусловно, квалифицированные специалисты, но только в строительстве.
Проектированием теперь занимаетесь не вы, а специально уполномоченные и обученные люди. Если проект утвержден надлежащим образом, давать оценку этому проекту вы, представители Госстройнадзора, не вправе…»
База, насыпуха, скважина
Хабаровчане в курсе, что на месте торгового центра, обустроенного компанией «Али» на улице Карла Маркса, в советскую эпоху размещалась овощебаза. Причем там не только хранили капусту, но и солили ее, для чего имелись емкости, другие сооружения, вероятно, не только наземные.
Специфика земельного участка дала о себе знать, когда началось строительство павильонов. Бурение скважин и устройство свайного фундамента на завершающем этапе приостановились - последние скважины вдруг стали осыпаться.
Подрядчик предположил, что столкнулись с насыпными грунтами. Пригласили геологов, и совместно с заказчиком была откорректирована рабочая документация, чтобы убрать всю эту насыпуху, добраться до устойчивого грунта, после чего ставить вертикальный столб, бетонировать, засыпать непросадочным грунтом.
Да, это было отклонение от проекта, но допустимое законом, в чем твердо убежден заместитель генерального директора компании «Али» по правовым вопросам Евгений Рой.
Его позицию разделяет проектно-конструкторский отдел нашей компании, укомплектованный большей частью бывшими работниками института «Хабаровскгражданпроект», не понаслышке знающими, что такое проектная и рабочая документация.
Поскольку проектная документация прошла государственную экспертизу, повторно проводить ее незачем. Не только потому, что увеличиваются сроки и стоимость строительства, но и на основании отраслевого законодательства, которое на глазах освобождается от администрирования, о чем уже было сказано.
Одновременно повышается ответственность реальных участников строительства. В частности, ГИПа - главного инженера проекта. Он должен состоять в национальном реестре проектировщиков, который ведется в Москве самым строгим образом и открыт для доступа на специальном сайте. Учитывается и стаж работы…
Позиция ГИПа по обоим павильонам известна: какие-либо изменения, влияющие на их безопасность, отсутствуют. Следовательно, повторная госэкспертиза не требуется.
Корректируя рабочую, а затем проектную документацию в части устройства некоторого количества свай в обсыпающемся грунте, компания «Али» обращалась в орган государственной экспертизы. И получала консультационную поддержку, в том числе в письменном виде.
Если возвращаться к устранению административных барьеров в правовом поле, то не лишне уточнить, что федеральным законодательством утвержден документ, дозволяющий не проходить повторную экспертизу.
Вряд ли об этом не осведомлены в краевом комитете государственного строительного надзора. Но его аргументация, озвучиваемая на судебных процессах, остается неизменной. «… Это позиция комитета. И другой позиции у нас не будет!» - из заседания в заседание акцентирует представитель Госстройнадзора.
Призывы
о поддержке -
и реальность
В декабре 2019 года компания «Али» обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании незаконным предписания Госстройнадзора в части прохождения повторной госэкспертизы.
Из-за вспышки коронавируса решение мы получили только в мае. Оно было в нашу пользу, но краевой комитет государственного строительного надзора подал апелляцию.
В конце июля апелляционный суд оставил без изменений решение краевого арбитражного суда, тем самым подтвердив правоту компании «Али». Решение вступило в законную силу, однако краевое надзорное ведомство взялось оспаривать его в кассационном порядке.
Печально наблюдать, как представители Госстройнадзора при рассмотрении вопроса по существу пытаются пристегнуть второстепенные факты, дабы опорочить компанию «Али».
Причем эти факты пахнут нафталином. Зачем на заседаниях суда в очередной раз предъявлять претензии по высоте павильонов в проектной документации, по диаметру болтов, использованных при монтаже колонн по тому же принципу, по какому швея делает наметку?
Ведь было давно разъяснено на совещаниях с участием должностных лиц компании «Али» и руководства краевого надзорного ведомства, более того, публично принято им во внимание?..
Одновременно с линией о повторной государственной экспертизе краевой комитет государственного строительного надзора ведет линию о наложении на компанию «Али» штрафных санкций за эксплуатацию невведенных объектов.
Общая сумма штрафов приближается к миллиону рублей… И это происходит, когда едва ли не из каждого утюга звучат призывы федеральной и региональной власти о поддержке бизнеса!
Разве неясно, что штрафы в конечном счете приводят к удорожанию пром- и продтоваров, к падению покупательской способности, которая и без того пошатнулась в пандемию?..
Я замечу, что Госстройнадзор не спешил выполнять вступившее в силу решение апелляционного суда, по которому на оба павильона должно быть выдано заключение о соответствии построенного проектной документации.
Причина бездействия - коронавирус и введенный в связи с этим запрет прокуратуры на выездные проверки. Однако коронавирс не мешал Госстройнадзору накручивать штрафные санкции!
Царь и бог?..
У ветерана компании «Али» Людмилы Борисовны Калашниковой, за плечами которой более полувека работы в строительстве, свой взгляд на эволюцию Госстройнадзора. В советское время она работала в «Хабаровсккрайцелинстрое», который возводил сельхозкомплексы, жилье, соцкульбыт, и не забыла, что свои замечания специалисты Госстройнадзора высказывали в ходе проверки объекта.
Естественно, их устранение начиналось в тот же день. В Госстройнадзор можно было позвонить и получить разъяснение. А что сегодня?
Специалист Госстройнадзора, проверяя объект, слова не скажет. Зато в предпоследний день проверки, на которую отводится двадцать дней, поступает бумага с перечнем замечаний.
Но ведь существенную часть из них можно было бы устранить за время проведения проверки!.. Почему надзорная инстанция обросла апломбом и непогрешимостью, почему ведет себя так, будто бы она - царь и бог!..
Понятно, компания «Али» не имела намерений вступать в спор с комитетом государственного строительного надзора. Мы с пониманием отнеслись к предложению провести обследование павильонов в той фирме, которую нам подсказали его кадры.
Но когда я сравнил стоимость услуг в предложенной фирме и аналогичных структурах региона, волосы встали дыбом. Разница составляла не два, не три и не четыре раза… В общем, обследование мы провели не в той фирме, которую рекомендовал Госстройнадзор.
Компания «Али» отстаивает свою позицию более года. Вряд ли это могут позволить себе те, кто работает в жилищном строительстве. Значит, они вынуждены отправляться в рекомендованную Госстройнадзором фирму с ее заоблачным ценником?
Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев не скрывает, что его шокировала стоимость квадратного метра в новостройках региона. Я позволю себе вопрос: может ли быть цена иной, если туда закладываются все безудержные аппетиты? В том числе надзорных организаций и их протеже?
Просим обратить на это внимание временно исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края, Хабаровскую краевую думу, мэра города Хабаровска, Хабаровскую городскую думу и правоохранительные органы.

Новруз Мамедов,
Генеральный директор
компании «Али»,
председатель Союза
в защиту дальневосточного
предпринимательства
в торговле
и промышленности.